Мы в социальных сетях

Лучшие ресурсы сети

Российская Воздухоплавательная Транспортная Компания “Новый великий шёлковый путь” (РВТК “НВШП”)
Russian Air swimming Transport Company “New Great Silk Way” (RATC “NGSW”)

Рекламное место главного спонсора

Свяжитесь с нами по телефонам: +7 900 568 99 19; +7 906 238 8680; +7 906 231 8357

   

Начальник штаба по Аэро Мобильной

Ядерной Энергетике (АМЯЭ)

Мордашев Владимир Михайлович

29.05.15

 

К ИСТОРИИ АНАЛИЗА ПЕРСПЕКТИВ АТОМНОГО ДИРИЖАБЛЕСТРОЕНИЯ

оригинал статьи в формате pdf можно скачать здесь:

 

УДК 629

АННОТАЦИЯ

Изложена краткая история дирижаблестроения и современный взгляд на его развитие, особенно, на применение ядерных энергетических и силовых установок в дирижаблестроении. Воспроизведена работа, выполненная в начале 1960-х годов в Институте атомной энергии им. ИВ. Курчатова «К вопросу использования атомных силовых установок в дирижаблестроении», представляющая как исторический, так и научно-технический интерес.
Ключевые слова: дирижабль, атомный

ABSTRACT

A brief history of airship and modem view of its development, especially on the use of nuclear power and propulsion in the airship is provided . Also is reproduced work created in early 1960 at the Kurchatov Institute of Atomic Energy "On the use of nuclear power plants in the airship11, representing both historical and scientific and technological interest
Keywords: airship, nuclear

© Российский научный центр «Курчатовский институт», 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Если дирижабля для транспортировки больших грузов в труднодоступные районы получат развитие, то идеальными силовыми установками для них будут ядерные, чей вес сохраняется постоянным вне зависимости от расхода топлива.

Первый дирижабль поднялся в воздух в 1852 году во Франции и развивал скорость 10 км/ч.
В 1909 году граф Цеппелин создан компанию "Германские дирижабли", а затем и разветвлённую сеть грузоперевозок. За время 1-й мировой войны быта созданы около 100 дирижаблей, правда, почти все были сбиты только-только появившимися аэропланами. Это во многом бросило первый камень в огород дирижаблестроения.

Вторым камнем был взрыв дирижабля "Гинденбург". Команда; 40-60 чел. пассажиры: 40 чел,, длина: 245 мг диаметр: 41 м, наполнение: 200 000 м3 водорода, грузоподъемность; 112 т, двигатели: 4 по 890 кВт; максимальная скорость; 135 км/ч. "Гинденбург" был построек в тридцатые годы как, символ новой гитлеровской Германии. Он совершил 37 рейсов через Атлантический океан. Катастрофа произошла 6 мам 1937 года в 19 часов 10 минут на главной воздухоплавательной базе военно-морских сил США в Лейкхерсте (Lakehurst). При высадке пассажиров вспыхнул, запылал и сгорел. Из 97 бывших на борту пассажиров и членов экипажа остались в живых 62 человека. Погиб в аварии Эрнст Леманн, руководитель компании «Цеппелин», которая построила "Гинденбург". После этой катастрофы Гитлер больше в дирижабли не верил.

Предполагается, что причиной катастрофы был взрыв водорода, которым, вместо гелия, был наполнен "Гинденбург". Однако это далеко не единственная версия произошедшего - весьма убедительной выглядит теория А. Байна (http://h2forum20084.ru/docs/pdf/23/s4/4.pdf), доказывающая, что причиной являлось пирофорное покрытие оболочки, а не водород. По этой теории аодород не ответственен за катастрофу "Гинденбурга". В 1933-35 годах в США было но крайней мере две катастрофы дирижаблей, заполненных гелием, но имеющих тоже покрытие, что и «Гинденбург» -горели они с той же интенсивностью!

В США (http://tdalbo.ru/) во время 1-й мировой войны интерес к дирижаблям определялся их потенциальными возможностями проводить дальние морские разведки, охрану побережья, эскортирование судов, поиск подводных лодок, осуществлять дальние коммерческие и военные перевозки. В 1922—23 годах, в США но типу немецкого дирижабля был построен жёсткий дирижабль «Шенандоа» объёмом 76 тыс, мЗ, который использовался для полетов в 1924-25 годах, 4 сентября 1925 года, он потерпел катастрофу, попав во время полёта в шторм.

В США в гонце 1941 года, было 10 небольших дирижабля. Большие потери флота побудили конгресс США принять программу строительства 200 полумягких Дирижаблей, которые имели максимальную, скорость 120 км/ч, для эскортирования судов и охраны побережья. Они могли летать 50 ч, пролегая 3500-4000 км. За время войны американские дирижабли совершили более 55 900 полётов (свыше 550 тыс. ч)

В СССР (http://wvvw.airships.narod.ru/) во 2-й мировой войне принимали участие четыре дирижабля - "СССР В-1", "СССР В-12", "Малыш" и "Победа". Всего за годы войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов.

После окончания 2-й мировой войны дирижабельный флот США был значительно сокращен. В 1950-е годы, для противолодочной обороны разрабатывались полумягкие дирижабли. Новые дирижабли были оборудованы локаторами и специальной магнитной и акустической аппаратурой. В 50-х годах, в ВМФ было около 50 дирижаблей объёмом от 13 до 42 тыс. м3, Дирижабли в 1958-61 годах, выполняли полёты продолжительностью 100-200 ч во время снегопада, тумана и при ветрах скоростью до 30 м/с.

В 1961 американские военные дирижабли были сняты с вооружения, материальная часть законсервирована. Интерес к гражданскому и военному использованию дирижаблей возобновился в конце 60-х годов, в связи с проблемами энергетического кризиса и необходимостью решения задач, в недостаточной мере решаемых другими летательными
В СССР интерес к Дирижаблям повысился вначале 1960-х годов.

В это же время, у автора возникла мысль посмотреть какое место в дирижаблестроении, если оно будет развиваться, могут занять атомные силовые установки. Это вылилось в публикуемый ниже научно-технический отчёт “К вопросу использования атомных силовых установок в дирижаблестроении”, утвержденный в январе 1964 г. академиком Миллионщиковым М.Д., который в то время возглавлял “мозговой центр” при главе государства Хрущеве Н.С.

В том же году группа энтузиастов дирижаблестроения обратилась в правительство с технико-экономическим обоснованием дирижабля на обычном топливе. Для рассмотрения этого предложения было созвано заседание научно-технических советов министерств авиационной промышленности и гражданской авиации» (Мало кто из членов ETC не носил на груди звезды Героя). На этом заседании по поручению Михаила Дмитриевича Миллионщикова довелось быть и мне.

Заседание признало нецелесообразным возрождение дирижаблестроения, а ТЭО неубедительным. Основных аргументов было два:

1. Если принять стоимость веса равной стоимости единицы веса самолёта, то дирижабли экономически невыгодны.

2. «Христос воскресил Лазаря потому» что труп был свежий! А дирижаблисгнили!» (Реплика одного из Главных конструкторов вертолетов),

Сегодня интерес к дирижаблям вновь возрождается, в том числе в связи с геополитической проблемой - освоением Сибири и Дальнего Востока.
В России (http://www.arms-expo,ru/site.xp/049057054050124057057050057.html) до конца 2009 года планировалось утвердить концепцию развития дирижаблестроения. По сообщению "Интерфакса", концепция, в разработке которой участвовали Минобороны и Минпромторг РФ, рассчитана на период до 2020 г. Общая потребность в дирижаблях в мире оценивается примерно в 5000 экземпляров. России - в 200 - 250 дирижаблей грузоподъемностью от 5 до 200 т.

Представители Пентагона (http://helezyaka.com/news.php?id=2958) заявили о планах инвестировать 400 млн долларов в разработку гигантского дирижабля, который сможет летать над поверхностью Земли на высоте 20 тыс, м в течение 10 лет, обеспечивая постоянное наблюдение за перемещением военной техники, самолетов и даже людей. В связи с перспективой обычных дирижаблей и с учетом научно-технической и исторической точек зрения на атомные дирижабли представляется целесообразным публикация упомянутого отчёта, причем в том виде, как он сохранился: без комментариев и, к сожалению, без утраченных изъятий из текста.

Упомянутый выше отчёт “К вопросу использования атомных силовых установок в дирижаблестроении” можно скачать по ссылке здесь

ПОСЛЕСЛОВИЕ

После выпуска отчета прошло почти полвека. А проблема транспортировки тяжелых я габаритных грузов в труднодоступные районы так и не решена.

За это время появились новые материалы, которые дает нанотехнология, что позволяет, например, создавать мономолекулярные оболочки “шариков”, наполненных гелием или водородом, применение которых обеспечит плавучесть дирижабля при любых катастрофах с разгерметизацией основной оболочки. Новые компактные интегральные схемы ядерных силовых установок, например, в надводном и подводном атомном кораблестроении, Новые средства противоударной защиты ядерных силовых установок; например, при взрыве ракет на погибшей подводной лодке “Курск” вахтенный журнал в реакторном отсеке остался лежать там, где был до взрыва. И многое другое, что делает атомные дирижабли не опаснее атомных станций, ледоколов и подводных лодок и тем более обычных самолетов, вертолетов, поездов и автомобилей.

Экономическая целесообразность атомных дирижаблей для транспортировки больших и габаритных грузов на дальние расстояния в труднодоступные районы, отсутствие необходимости для их обслуживания сложных наземных сооружении, достаточно быстрая их окупаемость сделают их привлекательными для частных инвестиций, если будет преодолено существующее необоснованное предубеждение.

Сегодня - новая волна интереса к атомным дирижаблям. Вот что, например, пишет Газета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное вече» № 3 (136) за 22-28, февраля 2007 г.:

“Каким же должен быть дирижабль XXI века? Это огромная - до трехсот метров в диаметре – “чечевица”, наполненная гелием, с атомной энергетической установкой в 200-450 тыс. кВт, Он должен иметь спускаемую на тросах грузовую платформу, которая делает необязательной посадку на грунт при погрузке и разгрузке. Потенциальная грузоподъёмность такого дирижабля-дисколёта - до 2000 тонн, крейсерская скорость 150 - 250 км/час. Высота подъема коммерческих образцов до 10 км. Стоимость перевозки тонно-километра для дисколёта грузоподъемностью 2000 тон по расчетам составит около 0,015 долларов США. Для справки: самый дешевый транспорт в мире - морской, стоимость тонно-километра по морю 0,006 доллара, стоимость перевозок автомобильным транспортом составляет около 0,15 доллара, авиационным порядка 0,40 доллара за тонно-километр. Дисколёт может поднимать в 5 - 12 раз больше груза, чем самые большие самолёты, то есть от 600 до 2000 тонн, против 100 – 160 тонн.”Указанные характеристики мало отличаются от предсказанных полвека назад в вышеприведенной работе.

Автор статьи: Мордашев Владимир Михайлович (Начальник штаба по АМЯЭ)

Другие статьи автора:

Неизбежность Атомного Дирижабля в России

Атомный дирижабль – ключ к сохранению и процветанию России

Атомный дирижабль – техническая фантастика или реальность? 

К истории анализа перспектив атомного дирижаблестроения 

Из воспоминаний и размышлений первого оператора “Летающей атомной лаборатории” ТУ-95ЛАЛ 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭМПИРИЗМА НА МНОГОМЕРНЫЕ ДАННЫЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ ХАОТИЧНЫЕ 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Контактная информация

м/т. +7 900 568 9919
тел. +7 401 238 8680
м/т. +7 906 231 8357
м/т. +7 906 238 8680
т/ф +7 401 264 4768
т/ф +7 401 293 1977

E-mail: ngsw@ngsw.ru
SKYPE: ratc.ngsw

Яндекс.Метрика